Dedicated to you, mr. Elling!
2 ноября 1967 года – дата рождения Кёрта Эллинга, джазового певца-баритона с диапазоном голоса в четыре октавы. Сегодня ему исполняется 50! Кёрт – не просто даровитый исполнитель с отточенной техникой. Кёрт – это и собственная музыка, и стихи, и даже если джазовые стандарты, то в совершенно неслыханном до этого измерении.
Для слушателей джаза, людей, увлеченных этой культурой, случаются встречи со "своим артистом". Для кого-то таким "событием" в жизни стал Чарли Паркер или Дэйв Брубек, Диззи Гиллеспи, Фрэнк Синатра, Джон Колтрейн, Ахмад Джамал, Бобби МакФеррин или другие. Часто нашими кумирами становятся герои прошлого, легенды "золотых" времен джаза. Однако можно однозначно сказать, что человек, живущий в нашем времени, параллельно, а иногда даже и в пересечении с нашими путями (если вам вдруг удалось купить билет на его концерт) – самая настоящая легенда джаза. Потому что он создает такой джаз, который до него не создавал никто.
Кёрт родился в Чикаго, в семье капельмейстера лютеранской церкви. Хоровое пение религиозной музыки, обучение игре на фортепиано, барабанах и виолончели – такое музыкальное образование получил Эллинг в детстве. Музыка для него была всегда была каким-то постоянным, но пока еще вторым планом: в колледже Густава Адольфуса, штат Миннесота, Эллинг изучает историю и религию, при этом продолжая занятия в хоре при колледже. После окончания колледжа Эллинг поступает в Чикагский Университет для получения степени магистра по истории религии.
Во время учебы в Чикагском университете Кёрт подумывает продолжить религиоведческую карьеру, работая в международной "World Council of Churches" – организации, объединяющей наиболее влиятельные церкви мира.
Это время для Кёрта – момент колоссальной загрузки и неизбежного выбора между музыкой (а он зарабатывал деньги на жизнь именно тем, что пел по вечерам в пабах и клубах), и "серьезной карьерой". "День я проводил, читая Канта или Шлеермахера, пытаясь совладать с этим, а вечера и ночи – в клубах, и, конечно, невозможно сидеть на двух стульях одновременно. Постепенно ночи субботы победили дни воскресений". Кёрт оставляет университет за один семестр до его окончания.
Когда решение принято, ты уже не богослов, а музыкант, и ведешь вполне предполагаемую жизнь: Кёрт выступает в клубах, записывается. В те 90-е, в свои 25-27, он встречает пианиста Лоуренса Хобгуда (Laurence Hobgood), который выступает с ним и по сей момент. Команда делает запись из девяти песен и отправляет её продюсеру Билу Трауту в Лос-Анджелес, а тот, услышав, немедленно переправляет запись в "Blue Note Records".
Первый записанный альбом на "Blue Note" – "Close your eyes" – был номинирован на "Грэмми". С тех пор на счету Эллинга – появление на национальном телевидении в программе "Legends of Jazz" и историческое исполнение "Take Five" с Al Jarreau, альбомы "The Messangers", "This Time It's Love", "Live in Chicago" и многие другие, записанные и на "Blue Note", и на "Concord records". Наконец, важнейшее достижение – его альбом "Dedicated to you", широко признанный как один из самых выдающихся вокальных альбомов за всю историю джаза и получивший награду "Грэмми" в категории "Лучший вокальный джазовый альбом".
За этими стандартными словами – волшебный мир, в которой погружает нас рассказчик Эллинг. Его стихи сотканы из образов, и Эллинг невероятно точно порой может описать состояние, близкое каждому сидящему в зале. Посреди всем известного джазового стандарта вдруг появляется история. История о человеке, долгие годы проведшем в немоте и пустоте неверия, одиночества. Жил ли он это время, билось ли его сердце? Как невероятно – музыкально, интонационно, вкраплениями собственных стихов Эллинг передает это ощущение – твое глупое сердце снова начинает биться и любить, и это чувство нового рождения охватывает одновременно несколько сот человек, сидящих в зале! Музыка Эллинга интеллектуальна и сложна, порой в ней можно услышать скрытые цитаты Рильке, Неруды, Пруста, а музыка будто ведет нас по лабиринту всевозможных интерпретаций, а даже в джазовом стандарте порой трудно угадать стандарт.
Сейчас Кёрт путешествует по всему миру с командой непревзойденных в своем деле музыкантов. На барабанах – сам Кендрик Скотт, а кроме него еще – Кларк Соммерс на контрабасе, невероятный Джон Маклин на гитаре и давний партнер Эллинга, Лоуренс Хобгуб, на фортепиано.
Трудно сказать, забросил ли Эллинг богословскую карьеру или нет, выбрав тогда в Чикаго путь музыканта. Его музыка способна вызвать ощущение божественного присутствия, его песни, в которых плачет "глупое сердце", – отпущение грехов и исповедь, прежде всего, зрителя, на которую спровоцировал его Эллинг.
Конечно же, джаз стоит на религиозной платформе в виде госпелов или спиричуэлс, и эффект музыки многих джазменов именно такой – будто присутствуешь на мистическом действии, а не музыкальном концерте, что чувствуется в каком-то появляющемся объеме и ощущении незримого присутствия в зале еще чего-то.
Эллингу удалось создать какой-то свой жанр "джазового богослужения" – более тонкого (в отличие от мощного духа спиричуэлс или харизмы бибоповых музыкантов), созданного поэзией и близостью к человеку. Видимо поэтому даже "The New Year's Eve Song" становится молитвой в новогоднюю ночь, а сам сказочник Эллинг – историей джаза, в которой нам посчастливилось жить.
Последний на сегодняшний день альбом Эллинга, записанный с оркестром Брэнфорда Марсалиса и вышедший прошлым летом, – “Upward Spiral”, вы можете послушать здесь: vk.cc/5l3FNd.
Александра Блок
#KurtElling #JazzCalendar #AlexandraBlock #JazzVocal #2NovemberJazz